The oldest functioning hydroelectric plant in Russia.

Text and photos by: Ekaterina Tolkacheva

Translated by: DM

An everpresent rush of water from the dam outside accompanied by a steady drone from the generators inside — this is what you hear at the Porogi (Rapids) hydroelectric plant — the oldest working hydro plant in Russia. It is located on the Satka river 42 kilometers from the city bearing the same name.

It started operating in 1910 along with the first Russian electroferroalloys processing factory, and was intended to supply it with power. The name of the facility and workers’ town comes from the rapids and the rocky river bed, now hidden in the pond of the dam.

tolkacheva_130731_porogi_05

tolkacheva_130731_porogi_01
tolkacheva_130731_porogi_06
This is all a dear child of a mining engineer Alexander Filippovich Schuppe. He could have been remembered as a revolutionist but, luckily enough, he was more into his own trade than revolutionary ideas. After graduating the Mining Institution he was sent to Ural, far from political unrest, all the closer to industrial work to be done. After being promoted to chief manager of Satka factory, then Zlatoust factory as well, he became one of the founders of a “trust companionship” which was the first in the Empire to establish magnesite mining. Inspired by this success, Schuppe took on a new challenge, as he was to build an electroferroalloy factory. Back then, its production was dangerously explosive and took a profound knowledge of physics and chemistry, with a fair bit of courage, of course. The factory was developed together with the electric plant, to cut down production energy costs. The plant was in those days called a ‘hydroelectric installation’. The dam was built under supervision of a world scale hydrotechnics engineer — Boris Alexandrovich Bakhmetev. The turbines were made in 1909 on an individual request by Briegleb, Hansen & Co in Gotha city, Germany. One of these turbines is still running with no major repairs.
tolkacheva_130731_porogi_07
tolkacheva_130731_porogi_08
tolkacheva_130731_porogi_12

Before the Revolution in 1917 the electroferroalloy factory was a commercially successful private enterprise. After the Revolution it was attached to Satka ironworks and up till 1931 remained the only factory of this profile. It was then included as part of the ‘Magnesite’ plant and started producing high quality firebrick, which continued till 2001. All this time the HEP kept working with no interruptions, not even stopping when the production has been considered unprofitable.

Today it only supplies power to Porogi town, Postroiki village and a hotel near the dam, built by ‘Magnesite’s former engineer in charge Victor Zagnoiko. He had sold his share of Magnesite JSC stock in 1997 and decided to try himself in hotel business. The landscapes and views of Porogi caught his eye the most. Without this circumstance, the HEP would probably be an industrial ruin by now — a common sight in Ural. But Zagnoiko contracted to service the plant and the dam on his own funds, receiving back power for his hotel and, apparently, moral satisfaction. “People these days will bustle about with a decorated historical mansion, which even a highschooler could reproduce in 3D. Try building a dam like this, for a change! Indeed it is a monument to Russian engineering”. The monument these days is a representation of how an industrial object can perfectly fit the landscape.

tolkacheva_130731_porogi_09The engine room is where the turbine operators take shifts, listening to the water flowing and generators humming. I arrive at Alexander’s shift, we’re sitting in a small store room enjoying some tea. He keeps glancing at the ampere meter dial once in a while. As soon as there’s a deviation in parameters, he goes to the engine room to make some adjustments. “Something just turned on in the hotel”, — he comments. I soon notice I can’t help following his example and keeping the meter in sight. Once you forget it’s alarming indicating hand, it’s easy to imagine all the machinery in the room working on its own accord with no need of human supervision.

tolkacheva_130731_porogi_02
tolkacheva_130731_porogi_03

I notice a turning lathe. No big deal. The spare parts to make repairs with are no longer produced, so they have to adapt what they have. The recent repair, Alexander says, had him screw more bolts than ever in his life.

The storeroom’s walls are like windows to heaven — lush ladies painted by an unknown artist appear to look at you from another world. In times past people would make a steamy banya here, so the beauties’ bodies are now flaking off with the moisture.

tolkacheva_130731_porogi_04
tolkacheva_130731_porogi_10
Alexander was born in Satka and after quite some roaming settled in the secluded village of Postroiki, a little way off the Porogi town. There’s no shops here, no proper roads, but this is where his household is, and a whole lot of spare time, too. You can even find your love here. Alexander’s pals from the city sometimes bring mail, and this is how he met Galya — through a newspaper announcement. Galya, a tram driver from Chelyabinsk, came to this remote place — and stayed with him. It’s a beautiful place. Electric shutdowns are an often issue in winter, though. Sometimes the water level drops, other times the obsolete network can’t handle the load from heaters turned on in the few houses supplied by the Porogi HEP.

tolkacheva_130731_porogi_11
tolkacheva_130731_porogi_13

Porogi has been built as a workers’ town for the factory, and now consists of a few dozens of houses, mostly up for rent as dachas. The secluded and spectacular position is the main attraction for city dwellers, and thanks to them, this place is coming back to a new life. Porogi are part of the tourism development program in Satka area but not everyone is happy about it. Those who dwell here at the moment are refusing the civilization willingly, and don’t really want it to reach them at all. As long as there’s no proper asphalted road and power line, this place won’t be swarming with tourists, the municipal administration comments with some regret. But no tourists means no funds to service the dam which has seen no repair in the last 100 years. The town council’s funds simply can’t afford it.

tolkacheva_130731_porogi_14So for now things remain the same, but most importantly, there’s hope and even conviction that some day this monument to Russian engineering and German quality will find its investor.

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Старейшая из работающих ГЭС в России

Текст и фото: Екатерина Толкачева

Снаружи – вечный шум падающей с плотины воды. Внутри – шум генераторов, который тоже кажется вечным. Гидроэлектростанция «Пороги» на реке Сатка в 42 километрах от одноименного города – старейшая работающая ГЭС в России.

ГЭС пущена в эксплуатацию в 1910 году, вместе с первым отечественным заводом электроферросплавов, который и обеспечивала энергией. Название заводскому комплексу и поселку дали каменные пороги в русле реки, скрытые образованным прудом.

tolkacheva_130731_porogi_05

tolkacheva_130731_porogi_01
tolkacheva_130731_porogi_06
Все это — детище горного инженера Александра Филипповича Шуппе. Александр Филиппович мог бы оставить след в истории России как революционер, но, к счастью для российской промышленности, Шуппе больше увлекался горным делом, чем революционными идеями. После окончания Горного института он был отправлен на Урал, подальше от политики, поближе к производству. Здесь, дослужившись до управителя завода (сначала Саткинского, затем Златоустовского), Александр Филиппович стал соучредителем «товарищества на вере», которое первым в Российской империи наладило добычу магнезита. Так в 1901 году начал свою историю комбинат «Магнезит». После успеха этого предприятия, Шуппе задумал новое – строительство завода электроферросплавов. В то время такое производство было взрывоопасным, требовало глубоких познаний в физике и химии и, конечно же, смелости. Для получения дешевой электроэнергии, необходимой для производства, завод проектировали вместе с собственной ГЭС (в то время ее называли «гидроэлектрической установкой»). Плотина строилась под  руководством инженера-гидротехника мирового масштаба – Бориса Александровича Бахметева. Турбины электростанции были сделаны в 1909 году по индивидуальному заказу фирмой «Бриглеб, Хансен и Ко» в городе Гота, Германия. Одна из них работает до сих пор без капитального ремонта.

tolkacheva_130731_porogi_07
tolkacheva_130731_porogi_08
tolkacheva_130731_porogi_12До революции 1917 года завод электроферросплавов был коммерчески успешным частным предприятием. После он был передан Саткинскому металлургическому заводу и до 1931 года оставался единственным в России производством такого профиля. Затем завод вошел в состав комбината «Магнезит», здесь начали выпуск качественного огнеупора, который продолжался до 2001 года. Все это время ГЭС работала без перебоев, она не останавливалась, даже когда производство было признано нерентабельным.

Правда, теперь она дает энергию лишь поселку Пороги, деревне Постройки и гостинице, которую рядом с плотиной построил бывший главный инженер завода «Магнезит» Виктор Загнойко. Продав свои акции ОАО «Магнезит» в 1997 году, он решил заняться гостиничным бизнесом, и именно пейзажи Порогов приглянулись ему и его жене больше всего. Если бы не это обстоятельство, ГЭС превратилась бы, пожалуй, в обыкновенные для Урала индустриальные развалины. Но Загнойко взялся содержать ГЭС и плотину на свои средства, получая за это электроэнергию для гостиницы и, судя по всему, моральное удовлетворение. “Вот мы готовы на цыпочках бегать вокруг какого-нибудь исторического дома с финтифлюшками, которые теперь каждый школьник может в 3D нарисовать. А ты попробуй, сооруди такую плотину. Это же памятник русской инженерии”. Памятник русской инженерии сейчас представляет удивительный пример идеально вписанного в пейзаж индустриального объекта.

tolkacheva_130731_porogi_09В машинном зале ГЭС круглосуточно слушает шум воды и генераторов машинист турбины. В мой приезд на смене Александр, мы сидим в подсобке и пьем чай. Он то и дело автоматически поглядывает на стрелку амперметра. Стоит ей отклониться от нормы, Александр идет в машинный зал и вносит коррективы в процесс. «В гостинице что-то включили», — комментирует он. Вскоре я замечаю, что по его примеру тоже стараюсь держать амперметр в поле зрения. Если забыть о его тревожной стрелке, может показаться, что все механизмы в зале работают сами по себе и вообще не нуждаются в человеке.

tolkacheva_130731_porogi_02
tolkacheva_130731_porogi_03
Обращаю внимание на токарный станок. Ничего удивительного. Для того чтобы ремонтировать оборудование, детали приходится подгонять самостоятельно: в серийном выпуске их нет. Александр рассказывает о недавнем ремонте: за всю жизнь столько болтов не закрутил, сколько здесь.

На стенах подсобки разворачивается райская жизнь. Сочные красавицы, созданные давным-давно неизвестным художником, смотрят как будто из другого мира. Было время, когда в подсобке устраивали самую настоящую баню, поэтому их красочные тела потрескались от влаги.

tolkacheva_130731_porogi_04
tolkacheva_130731_porogi_10
Александр родился в Сатке, а после долгих скитаний по стране уединился в глуши почти заброшенной деревни Постройки, чуть дальше Порогов. Здесь нет ни магазинов, ни дорог, зато есть свое хозяйство и бесконечно свободное время. Даже любовь есть. Через объявление в газете (знакомые иногда привозят из города почту) Александр познакомился с Галей, водителем трамвая из Челябинска. Галя приехала в эту глушь и осталась. Красиво тут. Правда, зимой часто нет света. То уровень воды упадет, то старая электросеть не выдержит нагрузки от обогревателей, которые включают немногочисленные жители «запитанных» от ГЭС Порогов.

tolkacheva_130731_porogi_11
tolkacheva_130731_porogi_13
Пороги строились как рабочий поселок при заводе, сейчас здесь несколько десятков домов, в которых живут в основном дачники. Живописная уединенность привлекает горожан, благодаря которым это место обретает новую жизнь. Пороги входят в программу развития туризма в Саткинском районе, но не все испытывают от этого радость. Сейчас здесь живут те, кто сознательно отказывается от благ цивилизации, и они не очень-то хотят, чтобы цивилизация их догнала. Администрация муниципалитета с сожалением констатирует: пока к Порогам не проведена нормальная асфальтированная дорога и линия электропередач, нашествия туристов можно не бояться. Но если нет туристов – нет и средств на реконструкцию плотины, которая ни разу за 100 лет не ремонтировалась. В казне муниципалитета денег на ее содержание нет.

tolkacheva_130731_porogi_14Поэтому все остаются при своем, и главное — с уверенностью, что памятник русской инженерной мысли и немецкому качеству дождется своего инвестора.

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована